Школа Насты
Как беларуская артистка потеряла дом и строит жизнь заново

Анастасия Шпаковская - основательница первой беларуской онлайн-школы в Украине, солистка рок-группы Naka. (Минск-Киев)
Школа Насты
Как беларуская артистка потеряла дом и строит жизнь заново
Анастасия Шпаковская - основательница первой беларуской онлайн-школы в Украине, солистка рок-группы Naka. (Минск-Киев)
Анастасия Шпаковская — известная в Беларуси лидерка рок-группы Naka, актриса театра и кино. Сейчас Анастасия в Киеве: вынужденно покинула свою родину, спасаясь от преследования беларуских властей. В Украине она организовала первую беларускую онлайн-школу. Из-за репрессий, как и тысячи беларусов и беларусок, вынуждена по кирпичикам выстраивать свою жизнь в чужой стране и находить силы на активизм и новую реальность.
Рок-дива
Анастасия с легкостью приглашает меня, незнакомую журналистку, к себе домой.
Воображение рисует сильную, строгую волевую женщину. Но на пороге частного дома меня встречает не рок-дива, а женщина в свободном красном платье и розовых домашних тапках. Настя сразу же предлагает перейти на ты и выпить кофе. Рядом с хозяйкой идет белая собака, которая то и дело пытается облаять нежданную гостью.
Сейчас Анастасия живет в большом трехэтажном доме в центре Киева, где есть пространство как для домашних посиделок, так и для творческих квартирников. Стоит жаркий день августа, во дворе - детский бассейн и батут. А на балконе третьего этажа развевается большой выгоревший на солнце бело-красно-белый флаг — символ независимости Беларуси. Его Насте сшили под заказ для съемки в клипе, а теперь он украшает двор дома.
«Я искренне верила, что мы победим»
Летом 2020 года, перед президентскими выборами в Беларуси, Анастасия вовлеклась в предвыборную кампанию по сбору подписей за кандидата в президенты Виктора Бабарико. 2020 год был не первым протестным годом для нее. Она активно выражает свою гражданскую позицию через творчество и музыку уже много лет. Анастасия также писала песни в поддержку Украины во времена Майдана, в одной из которых есть строчки «Прощай, время воров и озверевших стай».

"Я очень поверила в кандидата Бабарико. Когда шла в штаб, понимала, что имеем дело с большой страшной силой. Была вдохновлена объединением людей и страха как такового не было — только осознание, что будет непросто. Но я искренне верила, что мы победим”, — вспоминает Наста.
Была вдохновлена объединением людей и страха как такового не было — только осознание, что будет непросто
Была вдохновлена объединением людей и страха как такового не было — только осознание, что будет непросто
Виктор Бабарико собрал рекордное количество подписей за всю историю выборов Беларуси — более 400 тыс. Однако Центральная избирательная комиссия приняла менее чем половину — только 165 тыс. 18 июня 2020 года Виктора Бабарико и его сына Эдуарда задержали по подозрению в отмывании денег и отклонении от уплаты налогов. Вечером того же дня жители и жительницы Беларуси впервые вышли на массовую акцию протеста. В тот день проходил последний разрешенный пикет по сбору подписей за кандидатов.

,,Когда Виктора Дмитриевича задержали, уже было понятно, что власти будут использовать все средства, и рассчитывать, что они честно посчитают наши подписи, а в дальнейшем и голоса было бы как минимум странно”, — добавляет Настя.
После задержания кандидата и дисквалификации его из предвыборной кампании, Анастасия Шпаковская организовала “Культпратест” — манифест деятелей культуры, и вместе с музыкантами и исплнителями записала видеообращение к беларуским властям с требованием провести честные выборы, освободить политзаключенных и прекратить беззаконие в стране.

Видео получило большой резонанс. Идею подхватили учителя, медики, люди других профессий. Анастасия не считает себя организаторкой. Она говорит, что всего лишь написала в соцсетях, что хочет сделать видеообращение, дала клич. На тот момент людям нужно было, чтоб их услышали. Ее идею поддержали. После первого же видео такой формат протеста начал набирать обороты и стал целым движением.

В Украине Анастасия активно дает интервью в СМИ, ведет авторскую рубрику на польском радио wnet. Казалось бы, она держится и не поддается эмоциям. Пока мы не вспоминаем 9 августа.
«Не могла и представить, что простые люди способны на такую жестокость”
9 августа прошли выборы. Впервые беларусы и беларуски массово шли голосовать на свои участки, потому что поверили в перемены и упустить шанс что-то изменить уже не могли. Ближе к вечеру по всей стране отключили интернет, стали задерживать независимых наблюдателей, которые фиксировали факты фальсификаций на своих участках. Люди требовали протоколы голосования, но комиссии отказывались их вывешивать. После выборов, победителем которых Центральная избирательная комиссия вновь объявила Александра Лукашенко, по всей стране начинаются мирные акции протеста. Силовики жестоко подавляют протест, бросают в митингующих светошумовые гранаты, задерживают , избивают и насилуют. Не обходится без раненых и погибших. Эту ночь беларусы и беларуски запомнят на всю жизнь.

Для Анастасии те дни оказались самым страшным потрясением. Обстоятельства сложились так, что ей пришлось делать репортаж для издания The Washington Post и освещать события 9-11 августа. Она разговаривает с пострадавшими под стенами Окрестина и видит ужасающую картину: матери задержанных с одной стороны стены бросаются под автозаки, рыдают и кричат от безысходности, с другой стороны доносятся душераздирающие крики задержанных, которых в тот момент пытают.
Эту ночь беларусы и беларуски запомнят на всю жизнь
Эту ночь беларусы и беларуски запомнят на всю жизнь
”То, что происходило до 9 августа, было понятно. А все, что было после — уровень насилия, жестокости и репрессий — напрочь разорвало мои представления о людях. Это был переломный момент для меня. Я не могла и представить, что простые люди, которые живут вокруг нас, чьи-то соседи, знакомые, родственники способны на такую жестокость и насилие просто по приказу. Не знала, как переживу этот момент. Он оставил глубокий след”, — говорит Настя.

Август 2020 вынудил женщину покинуть родной дом и стать политической эмигранткой.
“Я покажу тебе свое место силы”
Мы говорим про детей, про собак, про работу.
Интересуюсь, почему предпочли арендовать дом. На что слышу вполне очевидный ответ: Настя очень творческая натура, которой нужна свобода, деревья, уединение с природой и тишина.

«Позже покажу тебе свое место силы. Посмотришь и поймешь, о чем я говорю. Суслики, спускайтесь есть», — Наста зовет своих детей к столу.

Серафима и Арсений не сразу, наверное через минут пять спускаются и садятся есть. После трапезы мы все вместе отправляемся в лес по дороге, похожей на сельскую, по такому своего рода шляху, где красивые огромные коттеджи стоят вперемешку со старыми полуразваливающимися домами, а впереди много зелени и деревьев.

Анастасия ведет нас в своё «место силы», а за ее спиной, то и дело перебегая вперед, идут ее дети. Они одеты в черное — маленькие секьюрити, которые охраняют маму.
Доходим до леса и видим красивое заросшее зеленоватое озеро, слышим, как шелестят листьями деревья.

Анастасия предлагает прогуляться вокруг озера и подышать свежим воздухом. Дети остаются на берегу наблюдать за утками. Мы идём молча, жадно вдыхая лесной воздух. У Насты периодически звонит телефон.
Позже покажу тебе свое место силы. Посмотришь и поймешь, о чем я говорю. Суслики, спускайтесь есть
Позже покажу тебе свое место силы. Посмотришь и поймешь, о чем я говорю. Суслики, спускайтесь есть
Дойдя до купели с почти высохшей на дне родниковой водой, мы видим огромную жабу, которая не может выбраться из воды. Настя, недолго думая, разувается и спускается спасать утопающее существо.

Когда мы возвращаемся, рассказываем детям о дивной встрече, ее дочь Серафима расстраивается, что не пошла с нами. Она давно мечтала завести домашнюю жабу.
Из Беларуси Настиной семье удалось забрать кошку и собаку. А любимые Серафимы морские свинки так и не переехали в Украину.
“Прощай, мой театр, мое сердце, моя жизнь”
Анастасия — актриса по образованию. Ее уверенная походка, острый проникающий взгляд и приятная манера общения говорят о мощной харизме.

Сначала она немного аккуратничает, как будто присматривается: можно ли мне доверять. Но все же, когда вовлекается в разговор, начинает рассказывать что-то интересное, много жестикулирует, а когда смеется, ее темные карие глаза начинают сиять.

21 августа 2020 года Анастасия написала заявление об увольнении из Национального драматического театра имени Максима Горького, в котором она проработала 23 года.
“Прощай, мой театр, мое сердце, моя жизнь”, — написала Настя в своих соцсетях.
В заявлении она указала, что просит уволить ее по соглашению сторон — не может работать в госструктуре, когда государство издает преступные приказы против своего народа.
После событий, которые произошли после выборов, работать в театре и по сути обслуживать этот режим не укладывалось в мою картину мира
После событий, которые произошли после выборов, работать в театре и по сути обслуживать этот режим не укладывалось в мою картину мира
"Это решение в мирное время было бы для меня немыслимым. Театр — это моя жизнь. Я там работала с 16 лет. После событий, которые произошли после выборов, работать в театре и по сути обслуживать этот режим не укладывалось в мою картину мира", — говорит Анастасия.

Она собрала коллег и объяснила свое решение. Это не было призывом, надежд, что ее примеру кто-то из коллег последует, тоже не было. В итоге уволилась только она.
"Я не могу позволить себе осудить своих коллег, потому что прекрасно понимаю, что театр — это семья, в которой люди живут. Каждый человек принимает решения из своего понимания свободы. Лично я не смогла бы продолжать работать и делать вид, что ничего не происходит", — говорит Наста.
Вынужденное решение
24 августа 2020 года Анастасия вместе со своими детьми пересекла границу Беларуси в сторону Украины. Так она бежала от родины, в которой ее могли лишить самого ценного: детей и свободы.

"На телефон поступали странные звонки с вопросами о том, в безопасности ли мои дети. На тот момент я уже была в каких-то провластных черных списках. Но вот манипуляция детьми стали последней каплей. Мы собрали вещи и тайно выехали из страны. Любой здравомыслящий человек не стал бы подвергать угрозам своих детей и поступил бы также. Я уезжала с уверенностью, что вернусь через пару месяцев, даже не брала нам теплые вещи. А спустя 2 месяца в Украину приехал муж".

Насте и ее семье пришлось покинуть не просто дом, а дом, о котором они мечтали.
Долгое время она с семьей жила в Минске в двухкомнатной квартире. Но мечтали о своей земле. Купили дом в Городище за Озерцом, сделали там ремонт. Анастасия считает: там место беларуской силы.
Валы и река Менка — это историческое начало города Минск, место неописуемой красоты. Наста даже пошла на курсы ландшафтного дизайна. Вместе с мужем собирала большие камни по всей Беларуси и украшала участок. В доме, о котором мечтали, прожили чуть больше двух лет.

"Очень больно терять свой дом. Мы, будучи уже здесь, понимали, что нам надо какое-то свое пространство, воздух, но поближе к городу. Арендовали этот дом. Важно было, чтобы он хоть капельку соответствовал бы тому, который остался у нас в Беларуси, — говорит Анастасия. — Очень тоскую по друзьям, по родственникам, по близким, по дому и по вот таким душевным местам".
Беларуская онлайн-школа в Украине
В Киеве Анастасия открыла первую беларускую онлайн-школу. Идея пришла, когда она искала варианты обучения для своих детей. Такая школа — спасение для маленьких беженцев и беженок.

В ней дети продолжают учить беларуский язык, литературу и историю Беларуси. В школе есть предмет - история беларуского искусства. Также дети изучают русский язык и русскую литературу, это те предметы, которых нет в украинской образовательной программе.

Благодаря онлайн обучению дети могут заниматься во время локдауна и карантина.
В школе Анастасии работают украинские учителя, которые ведут уроки на русском, здесь преподают и репрессированные беларуские педагоги. Кроме предметов обязательной программы, в школе углубленно изучают английский и основы IT. По окончанию школы дети получат аттестат государственного образца Украины. Школа существует на донорские средства. На момент открытия в ней учились 12 учеников, включая детей Анастасии. Спустя год – уже 45 учеников и учениц.
Такая школа — спасение для маленьких беженцев и беженок
Такая школа — спасение для маленьких беженцев и беженок
"Управление школой — это колоссальная работа, которая занимает практически все свободное время. У нашей школы очень большая востребованность. Но к сожалению, большинство семей бежавших из Беларуси находятся в трудном финансовом положении. Не многие могут оплачивать даже половину стоимости, а 12 детей учатся бесплатно. Это создаёт финансовые трудности для школы и не даёт возможности расшириться для того, чтобы набрать большее количество детей. Я каждый день занята поиском денег и это очень выматывает. Не люблю просить деньги и иногда прокрастинирую", — смеясь, говорит Настя.

Мотивация Анастасии — помочь детям в нелегких условиях эмиграции получить образование, не дать потерять им связь со своей страной, со своими корнями. Чтобы по возвращению домой, в беларуские школы, дети смогли продолжать учиться, не пропустив школьную программу и сохранив свой язык и свою культуру.
Песни, которые рвут на части сердца, и новый театральный проект
Анастасия поет свои песни на русском, и на беларуском языках. В ее доме много беларуских национальных символов. В коридоре висит национальный бело-красно-белый флаг, на столе лежат салфетки с беларуской вышивкой. Даже в кухне на большой белой батарее она повесила красную ленту. Ни один концерт Насти не обходится без национального флага.

На одном из таких концертов я побывала в день беларуской культуры в Киеве.
Когда Анастасия поёт, все замирают, вслушиваясь в каждое слово и тембр ее голоса. И только маленькие дети беззаботно танцуют возле сцены. Большинство зрителей — беженцы и беженки из Беларуси. В воздухе витает атмосфера единения.

Анастасия выходит на сцену босиком, в черном платье из тонкой ткани. Заметно, что перед публикой она чувствует себя как дома. Когда пела, моментами казалось, что сейчас зарыдает. Она не плакала, но было видно, что где-то в глубине души ее рвет на части.

"У меня есть внешние проявления силы, но внутри себя сильной не считаю. Просто я очень целеустремленная и упрямая. Мне бывает больно, тяжело и только самые близкие люди знают о том, что я во многом не уверена в себе, часто сомневаюсь. Но на выходе этого всего не видно — стараюсь держаться уверенно. Не верю в сильных людей, и считаю, что в любой сильной личности есть нормальная слабая, которая скрыта от посторонних глаз".
У меня есть внешние проявления силы, но внутри себя сильной не считаю. Просто я очень целеустремленная и упрямая
У меня есть внешние проявления силы, но внутри себя сильной не считаю. Просто я очень целеустремленная и упрямая
У Насти прекрасные организаторские способности. Она хорошо чувствует не только музыку, но и людей. И понимает, как собрать возле себя профессионалов, которые вместе смогут сделать что-то достойное.

Но она никогда не назовет себя организаторкой и уж тем более лидеркой. Считает: человек, который очень любит свободу, никогда не примет на себя роль, в которой есть хоть малейшее проявление власти.

Наста мечтает собрать вместе с коллегами театральную труппу и делать новые проекты. Театр, которому она посвятила полжизни, снится ей почти каждую ночь. Находиться в вынужденной эмиграции год — очень трудно, но и жизнь не стоит на месте.
“Все, что делаю, связано с Беларусью: творческие проекты, школа. Тут обрастаю новыми знакомствами, новым кругом общения, уже украинским. Какое-то единение наступает. Создается иллюзия жизни”, — размышляет Настя.

Как и ее семья, и тысячи беларусов и беларусок в эмиграции, Анастасия хочет вернуться домой. Когда это будет, никто не знает. Но сама она уверена, что вынужденная потеря дома — временная.
Авторка: Оксана Добриянец
Столин-Киев
Поделиться:
Читайте также:
На нашем сайте под хэштегом #ЇїСправа #ЯеСправа #ЕёДело мы публикуем статьи о женщинах, которые меняют свою жизнь, жизнь страны, города, улицы к лучшему и делают мир справедливее.
#ЕёДело стремится сделать видимым вклад активных женщин в развитие гражданского общества.



© EMI e.V.
Мы будем рады, если о наших героинях* узнает как можно больше людей, поэтому вы можете перепечатывать наши материалы, не забывая про авторские права.
Если перепечатываете одну из наших историй, укажите, кто автор*ка фотографий, текста, видео.

Публикация на вашем ресурсе должна содержать активную гиперссылку на оригинальную публикацию.

Использовать наш контент вы можете только в некоммерческих целях.
Вы хотите, чтобы об активных женщинах вашего региона или города узнало больше людей? Есть активистка*, о которой вы бы хотели прочитать? Напишите нам несколько предложений о своей героине* на heroine@mailbox.org и мы расскажем ее историю.

Хотите сами написать и/или сделать фотоисторию об одной из активисток* своего города или страны, стать автор*кой #ЕёДела? Вышлите нам информацию об этой героине*, ссылку на ваши публикации (если они есть) или неопубликованный текст. Приложите ваши фотоработы в жанре фоторепортажа или жанрового фотопортрета (если есть). Ждем ваши предложения на heroine@mailbox.org